Угроза глобализации
Проблема, вызванная приходом на отечественный рынок крупных зарубежных компаний, в отдельных случаях породила довольно болезненную реакцию. Известный аналитик И. Бакланов в 2002 г. говорил о "временной смерти" отечественного рынка измерительных приборов в связи с комплексностью технических услуг и закрытостью технологий западных производителей. Однако эти тенденции больше характерны для технологий, обслуживающих ВОЛС, перспективы которых на нашем рынке оказались не столь радужны, как это представлялось в самом начале.
Выяснилось, что в силу определенных причин медные линии вытесняются не везде и не столь быстрыми темпами, так что они продолжат свое существование в ближайшей перспективе. Исторически медные линии обслуживались в основном отечественным оборудованием различных производителей. Эта тенденция сохраняется и сегодня.
Казалось бы, для отечественного рынка угрозу могут представлять комплексные решения западных производителей приборов "последней мили". В качестве примера можно привести универсальный анализатор xDSL ALT 2000 (LT 2000) фирмы ATEN, который объединяет в себе измеритель параметров каналов, анализатор спектра сигналов, рефлектометр и мультиметр, т. е. покрывает весь спектр необходимых измерительных средств. Однако специфика отечественного рынка вносит свои коррективы в расстановки приоритетов.
Специфические особенности
Начнем с того, что комплексные решения западных производителей имеют и обратную сторону. Во-первых, они значительно удорожают прибор. Во-вторых, происходит усложнение работы с прибором, который из "рабочей лошадки" измерителя превращается в дорогостоящее инженерное средство. Между тем, весь комплекс средств и функциональных возможностей, заложенный в такие приборы, зачастую просто не требуется. Приведем простой пример.
Уже упомянутый ALT 2000 имеет возможность проводить измерения в частотном диапазоне от 16 Гц до 2 МГц, т. е. от абонентских до магистральных линий. Однако структура отечественных предприятий связи как правило предусматривает, что абонентские линии обслуживаются одними бригадами измерителей, магистральные - другими, а технологии xDSL обеспечивают отдельные службы. Причем каждая бригада имеет собственный парк приборов. Понятно, что в этом случае приборное обеспечение на основе западных решений превращается в излишне дорогое занятие. Кроме того, уровень подготовки измерителей и условия их работы не всегда позволяют использовать подобные приборы. В наших условиях могут потребоваться иные - специализированные и демократичные решения.
В качестве одного из возможных решений приведем стратегию отечественной компании "Связьприбор". Ее суть состоит как бы в "расчленении" комплексного прибора последней мили на ряд специализированных моделей измерителя переходного и рабочего затухания "Дельта-ПРО". Для бригад, обслуживающих отечественные ИКМ-системы, скоростные модемы и выделенные линии ADSL предлагается Дельта-ПРО 3.31, который использует любые частоты в диапазоне 30 - 2048 кГц исключительно прост в управлении и экономичен. Кроме того, он оснащен измерителем количества и коэффициента ошибок линейных трактов ИКМ-систем (аналог УКОЛ-15). Прибор запоминает результаты измерений, которые можно просмотреть или передать на компьютер через ИК-порт.
Для измерений на абонентских линиях предлагается экономичная модель Дельта-ПРО 2.0 (аналог ИПЗ-АЛ с более высокими характеристиками и функциональными возможностями). Наконец, для измерений параметров канала ТЧ используется специализированный недорогой прибор ТЧ-ПРО.
По этому же пути пошли и другие отечественные производители - ЗАО "Технодалс", представляющее спектр приборов ИЗКЛ, ТИС, ТЦК и УКОЛ, и ЗАО "Эрстед", совместно с ЛОНИИС разработавшее тестер кабельных пар ТКП-02. Такая конкуренция крайне важна в связи с целями, которые поставлены перед связистами необходимостью развития услуг.
Первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Б.Д. Антонюк в своем докладе на конференции "Развитие телекоммуникаций в регионах России-2002" в качестве одной из важнейших задач обозначил "развитие и переход на цифровые методы передачи". Специалисты ожидают резкого увеличения спроса на xDSL-технологии уже в 2004 г.
Кроме того, в силу нашей специфики имеется еще одна область, в которой отечественный производитель может успешно конкурировать с крупными западными фирмами. Сегодняшний рынок уже немыслим без качественного сервиса, технической и информационной поддержки приборов. И именно в этой области продвижение западных фирм наименее успешно. И. Бакланов связывает это с процессами глобализации западного рынка: "Укрупнение компаний привело к росту управляющего состава. Как следствие, компании потеряли гибкость и превратились из рыночных в "полу-социалистические" образования со всеми вытекающими последствиями".
Так, создание отдельных сервисных центров в Москве не решает проблемы целиком для России. Работа этих центров, как правило, сопровождается очень большими сроками и ценами, что приводит к дополнительному удорожанию продукции. Между тем, отечественный производитель более мобилен и может предоставить пользователю качественную информационную и техническую поддержку.
Хороший пример - брянская фирма «Стэлл», организовавшая на своем сайте методическую поддержку приборов, которая пользуется большой популярностью у измерителей. Активную позицию занимают и другие производители. "Связьприбор" не только осуществляет бесплатный ремонт в течение всего срока эксплуатации приборов, но и проводит политику по созданию сервисных центров при службе главных метрологов. Недавнее укрупнение структур, входящих в состав ОАО "Связьинвест", открывает для этого дополнительные возможности.
Некоторые перспективы
Прибор, связанный с компьютером, - это новое измерительное средство, обладающее базой данных по различным кабелям и возможностью анализа и прогноза их состояния. Вместе с этим, подобный подход требует иного мышления от производителей приборов. Привычная ориентация на закрытые технологии должна уступить место пониманию необходимости общей операционной среды, некоего информационного стандарта. Базы данных измерений приборов различных производителей должны согласовываться и читаться по этому стандарту, чтобы у отечественного потребителя появилась возможность использовать любые приборы и согласовывать их результаты.
Обязательная на сегодняшний день коммуникация измерительных приборов с персональным компьютером, с возможностью информационного обмена между ними, создает мало кем ясно сознаваемую проблему организации хранения результатов измерений и их осмысления.
Эту ситуацию легко проиллюстрировать на примере кабельных рефлектометров. Для разработчиков приборов результат измерения (рефлектограмма) представляется законченным продуктом, который записывается на жесткий диск компьютера с малопонятным пользователю именем. Так, результатом паспортизации кабельного хозяйства с использованием популярного рефлектометра "Рейс-105Р" (версия 1.07) будет россыпь файлов с 8-символьными именами, о содержимом которых можно догадаться, лишь просмотрев их средствами той же программы. Аналогично решают проблему хранения рефлектограмм и зарубежные фирмы Bicotest TRACEability (версия 2.02), Riser Bond Wave-View (версия 1.42) и др.
Несколько иной подход у разработчиков "Системы хранения и анализа рефлектограмм IRView 2.0", которой комплектуется импульсный рефлектометр "РИ-10М"
(ЗАО "ЭРСТЕД", Санкт-Петербург) - все рефлектограммы хранятся в одном файле - базе данных. Тем не менее, все эти решения несовместимы: структуры файлов-рефлектограмм, создаваемых каждым из упомянутых производителей, уникальны и закрыты. Возможности объединения или дополнения разнотипных библиотек рефлектограмм отсутствуют. Каждая их программ "понимает" только свой формат и не предполагает расширение своих функциональных возможностей для пользователя различных приборов.
Параметры кабелей, результаты плановых измерений, рефлектограммы - все эти данные хранятся в разных местах и зачастую на различных носителях информации. Свести их воедино, значит не только иметь возможность прослеживать историю "жизни" того или иного кабеля, но и прогнозировать развитие дефектов, иметь полное описание текущего состояния.
Наложение на рефлектограмму данных о местонахождении муфт, к примеру, позволит измерителю значительно легче "привязать" наблюдаемый дефект кабеля к его физическому местонахождению. Объединение и логическое "увязывание" всех необходимых для принятия решения данных следует реализовать прежде всего в приборах, а затем (или одновременно) и на компьютерах.
На сегодняшний день эту задачу решает "Связьприбор", предлагая открытые структуры данных плановых измерений и рефлектограмм кабельных приборов ИРК-ПРО и Дельта-ПРО, которые могут быть использована в том числе и при применении приборов любых производителей. Кроме того, результаты измерений могут быть увязаны с существующими требованиями протоколов и встроены в автоматизированные системы управления предприятий связи. Структура интегрированной базы данных приведена на рисунке.
Открытая и естественная базовая структура хранения результатов измерений дает возможность без затруднений реализовывать самые разнообразные запросы, выборки, отчеты и справки. При необходимости организованную таким образом информацию можно внедрять в существующие системы линейного учета. Такая система позволит решить проблему плановых профилактических работ. На сегодняшний день руководители кабельных хозяйств лишены возможности компьютерной обработки базы данных плановых измерений, чтобы решить вопрос очередности профилактических работ.
Таким образом, перед отечественным производителем может быть поставлена достаточно амбициозная задача "встраивания" измерительных приборов в общее базовое информационное пространство кабельного хозяйства телекоммуникационного рынка. Тем более, что такая установка соответствует мировой тенденции отказа от фрагментарной функции отдельных технических средств и превращению их в единую техно-информационную систему.
|